По мнению экспертов АЦ «Семейная политика.РФ» избыточные ограничения на распространение информации не позволят родителям эффективно защищать нарушенные права своих детей и семьи.
Публикуем аналитический документ RF-13-046 АЦ «Семейная политика.РФ»: «Риски для семьи, детей и общества, связанные с возможным запретом публичного распространения в СМИ и Интернете информации о детях, пострадавших от любых противоправных действий (анализ и рекомендации по доработке законопроекта № 109392-6)».
Резюме аналитических рекомендаций
Анализируются риски, связанные с запретом на публичное распространение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от любых противоправных действий, введение которого предусмотрено Законопроектом № 109392-6 «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 3.5 и 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий)».
Анализируется редакция законопроекта, принятая в первом чтении. Отмечается, что, хотя согласно пояснительной записке, законопроект направлен на защиту конфиденциальности информации о детях, ставших жертвами преступлений сексуального характера, предусмотренная им норма запрещает распространение информации о детях, пострадавших от любых правонарушений. При этом наличие или отсутствие согласия родителей (иных законных представителей) ребенка на распространение такой информации не принимается во внимание.
Проведенный анализ показывает, что введение запрета в таком виде связано с серьезными рисками для семьи и детей, не отвечает общественным интересам, поскольку вводимая норма:
- избыточно широка, что приведет к запрету публичного распространения информации не только о детях, пострадавших от преступлений сексуального характера, но и о каких-либо деталях любых правонарушений в отношении семьи и детей (в частности, таких как: незаконное отобрание ребенка у родителей, насилие над детьми в учреждениях для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, применение незаконного воздействия на несовершеннолетних со стороны представителей правоохранительных органов, медицинское вмешательство в отношении ребенка без согласия со стороны его родителей, уличное ограбление и т.п.);
- сузит возможности для реальной защиты прав граждан, поскольку сегодня единственной формой эффективной защиты в случаях такого рода правонарушений в отношении детей и семьи нередко оказывается публикация информации о них в СМИ и Интернете (с согласия пострадавших) с целью привлечь к нарушению закона внимание широкой общественности, экспертов, общественных объединений, представителей власти;
- серьезно сузит возможности общественного контроля в отношении устранения указанных нарушений прав детей и их родителей, деятельности государственных органов по защите и восстановлению прав граждан;
- является избыточной, поскольку нормы действующего законодательства в достаточной мере защищают конфиденциальность персональных данных детей, пострадавших от противоправных действий, от неправомерного распространения в СМИ и Интернете.
С учетом этого, рекомендуется доработать законопроект путем внесения в него следующих изменений:
- сузить и конкретизировать перечень не подлежащей распространению информации (фамилия, имя, отчество, адрес пострадавшего ребенка, иная информация, позволяющая прямо идентифицировать конкретного ребенка);
- предусмотреть возможность публичного распространения подобной информации с письменного согласия или по инициативе родителей (законных представителей) пострадавшего несовершенного (в отношении детей, пострадавших от преступлений сексуального характера – только в случаях, когда это необходимо для защиты их прав и законных интересов);
- предусмотреть возможность распространения подобной информации, касающейся пострадавших детей, постоянно находящихся в организациях для детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, без согласия администрации таких организаций (исполняющих функции законных представителей в отношении таких детей в соответствии со ст. 155.2 п. 2 Семейного кодекса РФ), если это делается в целях защиты прав и законных интересов пострадавших детей.
Скачать резюме аналитических рекомендаций
Скачать полный текст аналитических рекомендаций
Комментирование запрещено