По оценкам экспертов Аналитического центра «Семейная политика.РФ», Отбирая детей у родителей, органы опеки и попечительства нередко нарушают нормы международного и российского права.
Резюме аналитического доклада
Аналитический доклад «Деятельность органов опеки и попечительства по «профилактике социального сиротства»: обзор существующих проблем» (Код документа АЦ «Семейная политика.РФ»: RF-12-028).
Рассматриваются проблемы деятельности органов опеки и попечительства в сфере профилактики социального сиротства, связанной с вмешательством в семейную жизнь и отобранием детей у родителей во внесудебном (ст. 77 СК РФ) и судебном (ст. ст. 69 и 73 СК РФ) порядке.
Еще в 2008 году в своем письме Министерство образования РФ указывало, что результатом вмешательства органов опеки в семейную жизнь в связи с проблемами в семье «в большинстве случаев становится утрата ребенком родительского попечения, изъятие его из семьи». Это замечание остается верным и сегодня.
Проанализированы нормы международного и российского права, связанные с вмешательством в семью и разлучением ребенка с родителями. Целый ряд общепризнанных норм международного права, направленных на защиту семьи и детей, соответствующих российским конституционным принципам, регулярно нарушается в деятельности органов опеки и попечительства.
В частности, нормы международного права не допускают произвольного вмешательства в семейную жизнь, изъятия ребенка в связи с бедностью семьи или иными проблемами, которые могут быть решены с помощью адресной социальной помощи. В случае изъятия ребенка в связи с угрозой его жизни или здоровью существование такой угрозы должно быть надежно доказано, причем акты и свидетельства сотрудников службы, изымающей ребенка, не могут быть единственным доказательством.
Доклад показывает, что необоснованные действия органов опеки в отношении семей нередко связаны с коррупциогенностью ряда действующих норм российского законодательства, допускающих слишком широкое толкование на практике. Авторы указывают, что необходимо изменение этих норм в сторону благоприятную для семьи.
До внесения таких изменений органы опеки и попечительства должны применять закон, руководствуясь общепризнанными нормами международного права, защищающими семью, а также рядом основополагающих принципов российского законодательства. Среди них конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, конституционный принцип презумпции добросовестности поведения родителей, принцип автономии семьи и принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
Доклад обобщает практические проблемы деятельности органов опеки и попечительства, связанной с вмешательством в семью, на основании опыта российских организаций, действующих в сфере защиты семьи, материнства и отцовства. Распространенной проблемой в этой области являются нарушения прав родителей и детей, выход органов опеки и попечительства за пределы своих законных полномочий. При этом от произвола и необоснованных вмешательств больше всего страдают малоимущие и социально незащищенные, а также многодетные семьи. Предлагаются рекомендации, направленные на изменение сложившейся негативной ситуации.
Скачать резюме аналитического доклада (pdf)
Cкачать полный текст аналитического доклада (pdf)
Комментирование запрещено