Публикуем подготовленную нашими экспертами справку о нарушениях прав жителей города Москвы, использующих семейное образование, и правовой анализ методических рекомендаций Департамента образования Москвы от 13.09.2013 об организации семейного образования. Данная справка была направлена в Департамент образования города Москвы в сопровождении обращения общественных организаций о необходимости привести ситуацию в соответствие с нормами действующего законодательства.  Текст справки приводится в несколько дополненном виде.

СПРАВКА [1]

Нарушения прав граждан, использующих семейное образование,
общеобразовательными организациями г. Москвы
в сентябре-октябре 2013 г.

(включая правовой анализ
«Методических рекомендаций
по организации освоения обучающимися общеобразовательных программ
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность 
(в формах семейного образования и самообразования)») 

1. Существо проблемы. Нарушения прав граждан и их связь с методическими рекомендациями Департамента образования г. Москвы

«Методические рекомендации по организации освоения обучающимися общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность  (в формах семейного образования и самообразования)»  (далее «Методические рекомендации») были направлены начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы письмом Департамента образования г. Москвы от 13 сентября 2013 за № 01-08-2538/13, подписанным заместителем руководителя Департамента образования г. Москвы Т.В. Васильевой. К «Методическим рекомендациям» приложен также «Примерный договор об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования или самообразования» (далее «Примерный договор»).

В Межрегиональную общественную организацию «За права семьи», Ассоциацию «Россия. Семья. Дети», Московский городской родительский комитет поступили многочисленные обращения граждан, связанные с нарушениями прав родителей с детьми, использующих семейное образование в г. Москве в сентябре-октябре 2013 г.  О нарушениях прав граждан также сообщали многочисленные средства массовой информации.

В частности, со ссылками на «Методические рекомендации» школы города Москвы:

  • Принуждали родителей, выбравших для своих детей семейное образование подавать заявления об исключении их детей из контингента обучающихся школ;
  • Принуждали родителей, выбравших для своих детей семейное образование, расторгать ранее заключенные договоры об организации обучения детей в форме семейного образования;
  • Заявляли родителям, о том, что более не будут выплачиваться компенсации в связи с семейным образованием, предусмотренные законодательством г. Москвы об образовании;
  • Указывали родителям, что они теперь будут обязаны проводить промежуточные аттестации детей, обучающихся в форме семейного образования в стандартизированной форме на основе единых аттестационных материалов ГАУ МЦКО.

Как будет показано ниже, указанные требования являются незаконными, а указанные утверждения – не основаны на законе и не соответствуют действительности. К сожалению, указанные требования и утверждения, действительно, частично были основаны на упомянутых «Методических рекомендациях» Департамента образования г. Москвы, которые, таким образом, нуждаются в пересмотре и в приведении в соответствие с нормами действующего федерального законодательства и законодательства г. Москвы.

2. Вводные замечания. Необязывающий характер «Методических рекомендаций»

Как нормы действующего федерального законодательства, так и нормы законодательства города Москвы не предполагают обязывающей силы за методическими указаниями Департамента образования г. Москвы. Таким образом, рассматриваемые «Методические рекомендации» имеют рекомендательный, а не обязывающий характер, не являются обязательными к соблюдению образовательными организациями.

В части, противоречащей нормам федерального законодательства, указанные «Методические рекомендации» не могли бы иметь обязывающей силы, даже если таковая в целом признавалась бы за ними действующими нормативно-правовыми актами. Это связано с положением Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – “ФЗ «Об образовании в РФ»”), который устанавливает в частях 4 и 5 ст. 4 (выделение наше):

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

 5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Из этого, в частности, следует, что образовательные организации, нарушающие права граждан, родителей и детей, со ссылкой на «Методические рекомендации», несут самостоятельную ответственность за свои действия, поскольку «Методические рекомендации» не освобождают и не могут освободить их от обязанности соблюдать действующие нормы федерального законодательства и законов г. Москвы, имеющие приоритет над любыми методическими указаниями любого рода (в частности — в силу ст.  4 ч. 2 и ст. 15 ч. 2 Конституции Российской Федерации).

Рассматриваемые «Методические рекомендации» в значительной своей части почти буквально (но с некоторыми существенными изменениями) воспроизводят нормы ФЗ «Об образовании в РФ». Однако ряд их положений вступает в существенное противоречие с нормами данного закона и действующего законодательства г. Москвы.

3. Требование об исключении из контингента обучающихся образовательных организаций детей, получающих образование в формах семейного образования и самообразования, — незаконно и неправомерно.

П. 8 «Методических рекомендаций» указывает (орфография и пунктуация оригинала сохранена):

При выборе обучающимся освоение программ начального общего, основного общего, среднего общего образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в формах семейного образования и самообразования), родители (законные представители) вышеназванной категории обучающихся обращаются в образовательную организацию с заявлениями <…>  об исключении из контингента образовательной организации, в которой он ранее обучался или числился в контингенте.

П. 10 «Методических рекомендаций» указывает:

Образовательная организация осуществляет прием заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося <…> об исключении из контингента образовательной организации в связи с выбором получения образования в формах семейного образования или самообразования (если ранее обучающийся обучался или числился в контингенте).

Данные положения не основаны на законе и их исполнение привело к серьезному нарушению прав граждан в области образования.

Нормы федерального законодательства устанавливают следующее:

Ст. 17 ч. 1 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Из чего следует, что образование в формах семейного образования и самообразования, действительно осуществляется вне образовательных организаций.

Тем не менее, ст. 17 ч. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Из чего следует, что при семейном образовании и самообразовании обучение, но не промежуточные и государственные итоговые аттестации осуществляется вне образовательной организации.

При этом, хотя ст. 17 ч. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» и говорит о «последующем» прохождении промежуточной аттестации, это положение конкретизируется более специальной нормой ст. 58 ч. 1 того же закона, которая устанавливает, что:

Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования) <…> сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Таким образом, процесс промежуточной аттестации, в соответствии с законом, не следует за процессом освоения образовательной программы, а сопровождает его (и является, следовательно, процессом, по сути, параллельным самому обучению).

Ст. 34 ч. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Из чего следует, что промежуточная и государственная итоговая аттестация проходится детьми, обучающимися в формах семейного образования или самообразования в образовательных организациях (в частности, в школах) экстерном, и указанные дети являются экстернами и пользуются обычными академическими правами обучающихся.

Ст. 33 ч. 1 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: <…> экстерны — лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Из чего следует, что экстерн, в том числе ребенок, обучающийся в формах семейного образования и самообразования, относится к обучающимся соответствующей образовательной организации.

Федеральное законодательство не содержит норм, указывающих на то, что экстерн числится в организации только непосредственно во время аттестации – он лишь зачисляется в число экстернов для прохождения такой аттестации.

При этом следует отметить, что ст. 34 ч. 1 относит к числу академических прав обучающихся (которыми, в соответствии со ст. 34 ч. 3 пользуются в том числе и экстерны), в частности, такие права как право на:

обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (п. 3);

освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п. 6);

участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом (п. 17);

бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации (п. 20);

пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п. 21);

развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях (п. 22);

участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций (п. 23);

поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности (п. 26);

Очевидно, что право на пользование указанными и иными академическими правами, особенно правами, предусмотренными пунктами 17 и 21-23 первой части ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ», полностью утрачивает смысл в случае, когда экстерн числится среди обучающихся образовательной организации исключительно в течение непосредственного прохождения промежуточной или итоговой аттестаций (т.е. в течение 1-2 недель в году).  Подобное толкование закона невозможно и неправомерно, поскольку оно лишает его положения всякого смысла и ведет к серьезной дискриминации детей, обучающихся в формах семейного образования и самообразования, а также противоречит положению ст. 58 ч. 1 ФЗ «Об образовании в РФ», указывающему на «сопровождение» процесса освоение образовательных программ промежуточной аттестацией.

Ст. 67 ч. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает:

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, родителю, который подает заявление о зачислении его ребенка, обучающегося в формах семейного образования или самообразования, в государственную или муниципальную школу в качестве экстерна, может быть отказано в таком зачислении исключительно по причине отсутствия в ней свободных мест. То, что ребенок получает семейное образование или самообразование и родитель просит зачислить его в школу в качестве экстерна – не может, в соответствии с законом, быть основанием для отказа в его приеме в число обучающихся.

Закон также не предусматривает возможность исключения ребенка, для которого выбраны в качестве формы обучения семейное образование или самообразование, из контингента обучающихся школы в связи с этим выбором, если родители (законные представители) желают, чтобы он продолжал числиться в школе в качестве экстерна, проходя в этом качестве промежуточные и государственные итоговые аттестации.

Иными словами, ребенок, обучающийся в формах семейного образования или самообразования не относится к числу учащихся школы (ст. 33 ч. 1 п. 1 ФЗ «Об образовании в РФ»), но может и должен, по заявлению своих родителей (законных представителей) быть зачислен в число обучающихся школы в качестве экстерна (ст. 33 ч. 1 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ») и пользоваться в этой связи всеми академическими правами, предусмотренными ст. 34 ч. 1 и правом, предусмотренным ст. 35 ФЗ «Об образовании в РФ».

Требование об исключении таких детей также противоречит действующему на настоящий момент (06.10.2013) Закону г. Москвы от 20.06.2001 N 25  «О развитии образования в городе Москве», ст. 6 п. 4 которого устанавливает

По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования.

В этом случае в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением, которое за счет бюджета города Москвы в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.

Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.

Хотя данная норма не указывает соотношения между «закреплением за государственным образовательным учреждением» ребенка, получающего семейное образование, и его отношением к контингенту обучающихся школы, в свете норм федерального законодательства очевидно, что такое закрепление осуществляется путем зачисления ребенка в образовательную организацию в качестве экстерна [2]. Указанная норма московского законодательства на настоящее время не отменена и действует в части, не противоречащей ФЗ «Об образовании в РФ». 

Таким образом, родители, выбравшие для своих детей семейное образование:

  • Информируют (в уведомительном порядке) о своем выборе орган местного самоуправления соответствующего уровня (ст. 63 ч. 5 ФЗ «Об образовании в РФ»);
  • Подают в школу заявление о выборе семейного образования и о зачислении ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточных и (или) итоговых аттестаций;

На основании указанного заявления школа:

  • Зачисляет ребенка в контингент обучающихся школы (при наличии мест) в качестве экстерна;
  • Организует прохождение ребенком промежуточной и (или) итоговой аттестации экстерном (с учетом действующих на настоящий момент, вплоть до его отмены или пересмотра, не противоречащих новому федеральному закону норм федерального Положения о получении общего образования в форме экстерната (утв. Приказом Министерства образования РФ от 23.06.2000 N 1884);
  • Обеспечивает возможность свободной реализации ребенком его академических и иных прав, предусмотренных ст.ст. 34 и 35 ФЗ «Об образовании в РФ», другими нормами федерального и регионального законодательства.

Необходимо отметить, что родители не обязаны подавать заявление о зачислении ребенка в школу в качестве экстерна сразу же после выбора семейного образования. По их выбору ребенок может числиться в школе экстерном все время или зачисляться в нее только на время аттестации.

Однако, в любом случае, законных оснований для исключения ребенка из школы не существует. Требование со стороны родителей заявлений об исключении ребенка из контингента школы, как и само такое исключение в связи с фактом выбора такой формы обучения, как семейное образование (сопровождаемой аттестацией экстерном), является незаконным и неправомерным, существенно нарушает права детей на образование и может рассматриваться как имеющее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций»).

Вызывает недоумение тот факт, что, почти дословно повторяя нормы ФЗ «Об образовании в РФ», «Методические рекомендации» последовательно избегают указания на то, что промежуточные аттестации детей, обучающихся в формах семейного образования или самообразования осуществляется экстерном, что данные дети должны зачисляться в число обучающихся образовательной организации в качестве экстернов и т.п.  Указанный факт также не указан в приложенном к «Методическим рекомендациям» «Примерном договоре».

4. Требование о проведении промежуточных аттестаций образовательной организацией в стандартизованной форме по централизованно представляемым материалам неправомерно и противоречит действующему законодательству.

П. 12 «Методических рекомендаций» указывает:

Образовательная организация <…> организует и проводит промежуточную аттестацию обучающегося, получающего образование в форме семейного образования, в стандартизированной форме по материалам ГАУ МЦКО.

Указанное требование неправомерно и противоречит действующему законодательству. Департамент образования г. Москвы не вправе предписывать школам, как и по каким материалам они должны осуществлять промежуточную аттестацию экстернов (в том числе, получающих семейное образование). Он может лишь предложить или рекомендовать школе пользоваться теми или иными материалами, при этом окончательное решение в этом отношении принадлежит школе и должно свободно приниматься ею без какого-либо давления со стороны органов управления образованием.

Это прямо следует из положений ФЗ «Об образовании в РФ».

Так, ст. 2 указанного федерального закона дает следующие определения:

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

Из данных определений следует, что формы промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом (и образовательной программой), оценочные и методические материалы являются частью образовательной программы. Учебный план при этом является частью образовательной программы.

Ст. 58 ч. 1 ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительно устанавливает:

Освоение образовательной программы <…> сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Из чего также следует, что формы промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом, ее порядок устанавливается образовательной организацией (а не органом управления образованием).

При этом ст. 28 ч. 3 пункты 6 и 10 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливают:

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

Из чего следует, что разработка образовательной программы (в том числе учебного плана и входящих в него форм промежуточной аттестации), установление форм, периодичности и порядка проведения промежуточной аттестации относится к исключительной компетенции образовательной организации, а не органа управления образованием.

При этом в отношении экстернов, которые не обучаются в образовательной организации, а только проходят там промежуточную и (или) итоговую аттестацию, текущий контроль успеваемости организацией не осуществляется.

Таким образом, орган управления образованием не вправе предписывать образовательной организации содержание, формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации. Соответствующие материалы могут носить исключительно рекомендательный характер при сохранении за конкретной образовательной организацией права принимать собственные свободные решения в данной области.

Указанное положение имеет особое значение в связи с тем, что отдельные вопросы промежуточной аттестации конкретного обучающегося, таким образом, могут регулироваться по согласованию между образовательной организацией и родителями обучающегося в рамках договорных отношений между ними, что позволяет более полно учесть индивидуальные особенности и личную ситуацию конкретного обучающегося, максимально полно реализуя, в частности, его права, предусмотренные ст. 34 ч. 1 п. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» (учет особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающегося).

Иными словами, в соответствии с нормами действующего законодательства, порядок, периодичность и формы промежуточной аттестации, содержание промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией в рамках соответствующих локальных актов, образовательных программ, учебного плана, и могут индивидуально корректироваться образовательной организацией с учетом особенностей ситуации конкретного обучающегося в рамках договорных отношений с его родителями.

5. В соответствии с нормами действующего законодательства [3], родителям московских детей, обучающихся в форме семейного образования, на данный момент должны выплачиваться соответствующие денежные средства. Отказ в их выплате неправомерен.

Хотя в «Методических рекомендациях» не содержалось какой-либо информации, касающейся денежных выплат московским родителям в связи с осуществлением ими семейного образования, школы, со ссылками на данные «Методические рекомендации» и «устные указания» Департамента образования г. Москвы указывали родителям, что денежные средства выплачиваться им не будут.  Со стороны представителей системы образования звучало также утверждение, что новый ФЗ «Об образовании в РФ» не позволяет субъектам Российской Федерации осуществлять такие выплаты.

Между тем, в соответствии с действующими на момент составления настоящей Справки нормами законодательства г. Москвы, московские родители, реализующие семейное образование детей, имеют право на соответствующие выплаты. Осуществление таких выплат не противоречит нормам федерального законодательства, в частности ФЗ «Об образовании в РФ».

Так, на 06.09.2013 продолжал действовать ранее принятый Закон г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве». В соответствии с ранее упомянутым положением ст. 4 ч. 5 ФЗ «Об образовании в РФ», положения данного закона г. Москвы продолжают действовать в части, не противоречащей ФЗ «Об образовании в РФ».

Ст. 6 п. 3.1 указанного закона г. Москвы устанавливает:

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.

Таким образом, как и ранее, действующий закон города Москвы предусматривает выплату родителям, осуществляющим образование несовершеннолетнего ребенка в семье, денежных средств в размере затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении.

Порядок осуществления таких выплат был ранее установлен Постановлением Правительства Москвы от 25.09.2007 N 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования» (вместе с «Положением о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы»). Данное постановление на 09.10.2013 не было отменено и сохраняет свою силу в части, не противоречащей ФЗ «Об образовании в РФ», в частности, в части, регламентирующей выплату денежных средств родителям.

Выплата родителям, осуществляющим семейное образование детей, денежных средств, соответствующим затратам на образование ребенка в очной форме в образовательной организации, не противоречит положениям ФЗ «Об образовании в РФ». Выплата данных средств направлена на обеспечение доступности и качества семейного образования для этих детей (компенсируя затраты родителей в связи с осуществлением образования, включая затраты их личного рабочего времени).  Таким образом, такая выплата должна рассматриваться как форма социальной поддержки обучающегося.  При этом законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки обучающихся, наряду с предусмотренными федеральными законами и нормативными правовыми актами (ст. 34 ч. 2 п. 7 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Таким образом, в соответствии с действующими нормами законодательства г. Москвы родители, осуществляющие семейное образование своих детей, должны получать соответствующие денежные выплаты. Существование этих выплат направлено на обеспечение доступности возможностей качественного образования для их детей, отвечает принципам равенства и справедливости (в особенности в условиях, когда осуществляется государственная финансовая поддержка негосударственных образовательных организаций, осуществляющих общее образование детей).

Информация о том, что денежные выплаты больше не положены родителям, на настоящий момент является ложной, не соответствует нормам действующего законодательства и вводит родителей в заблуждение.

6. Заключение

C учетом вышеизложенного, представляется целесообразным предложить Департаменту образования г. Москвы признать рассматриваемые «Методические рекомендации» утратившими силу и заменить их иными, соответствующими нормам действующего законодательства федерального и регионального уровня.

В частности, представляется целесообразным указать в таких методических рекомендациях:

  • что промежуточная и государственная итоговая аттестация детей, обучающихся в форме семейного образования или самообразования, осуществляется экстерном, данные дети зачисляются в контингент обучающихся образовательной организации в качестве экстернов, пользуются всеми предусмотренными законом академическими правами обучающихся, а также правом, предусмотренным ст. 35 ФЗ «Об образовании в РФ».
  • что при поступлении от родителей заявления об организации промежуточной и государственной итоговой аттестации ребенка, обучающегося в форме семейного образования, образовательная организация:
    • принимает указанное заявление, выдает родителям справку о готовности зачислить ребенка в контингент обучающихся данной организации;
    • зачисляет ребенка в контингент обучающихся образовательной организации в качестве экстерна (либо переводит обучающегося из категории учащихся в категорию экстернов, если он уже обучался в данной организации по иным формам);
    • организует промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию данного ребенка в установленные соответствующими локальными и (или) иными действующими нормативными актами сроки;
    • обеспечивает возможность осуществления учащимся прав, предусмотренных ст.ст. 34 и 35 ФЗ «Об образовании в РФ».
  • что использование при промежуточной аттестации материалов ГАУ МЦКО возможно, но имеет рекомендательных характер, при сохранении права шкоды принимать решение об их использовании или использовании иных материалов (включая собственные).
  • что целесообразно разработать пакет локальных нормативных актов, предусмотреть в образовательных программах и учебных планах специфику промежуточной аттестации учащихся в формах семейного образования и самообразования (целесообразно проведение консультаций с родителями обучающихся, родительскими советами, профильными общественными организациями).
  • что родителям детей, обучающихся в форме семейного образования, продолжают выплачиваться денежные средства в соответствии с законом города Москвы (с указанием порядка выплаты таких средств).

Соответствующие положения необходимо отразить в примерном договоре, в который также целесообразно включить нормы, направленные на защиту  прав родителей обучающихся в форме семейного образования детей в области образования (в частности, указание на право родителей присутствовать во время промежуточной аттестации их детей).

Считаем полезным и плодотворным также включить в методические рекомендации указание на целесообразность сотрудничества и диалога школ с родительскими и семейными общественными организациями, специализирующимися в сфере поддержки семейного образования в рамках государственно-общественного управления образованием и социального партнерства.

При републикации ссылка на оригинальную публикацию на сайте МОО «За права семьи» обязательна.


Примечания:

[1] Настоящая справка подготовлена правовым отделом (правовой группой) Межрегиональной общественной организации «За права семьи» и правовым отделом Фонда Семьи и Демографии, при участии Московского городского родительского комитета и Ассоциации «Россия. Семья. Дети». При подготовке справке учтены факты, приводившиеся в обращениях граждан в указанные общественные организации и в публикациях средств массовой информации.

[2] Следует иметь в виду, что данное положение закона г. Москвы противоречит федеральному законодательству и общепризнанным нормам международного права в части, которая предусматривает обязательность такого закрепления ребенка, получающего образование в семье, именно за государственным общеобразовательным учреждением, поскольку это нарушает право родителей на свободный выбор образовательной организации (ст. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ, ст. 44 ч. 3 п. 1 ФЗ «Об образовании в РФ»), в том числе негосударственной (ст. 13 ч. 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

[3] На 06.10.2013