Публикуем Резолюцию II Всеукраинского Форума семейного образования «Семейное образование. Семья как образовательная система и самоорганизующаяся среда воспитания детей», прошедшего 12-14 апреля 2013 г. в г. Севастополь (IV Международного Форума открытого образования). 

Резолюция II Всеукраинского Форума Семейного образования
IV Международного Форума открытого образования

Севастополь, 12-14 апреля 2013 г. 

Участники объединённого IV Всеукраинского форума открытого образования и II Всеукраинского форума семейного образования «Семейное образование. Семья как образовательная система и самоорганизующаяся среда воспитания детей», – украинские, российские и международные эксперты, а также родители и иные представители гражданского общества, – собравшиеся в г.Севастополь для обсуждения ситуации с развитием домашнего (семейного) образования в Украине, а также принципов открытого образования и их места в государственной образовательной политике:

  • ознакомились с развитием и достижениями движения за домашнее (семейное) образование на международном уровне;
  • обобщили опыт существующих в мировой практике подходов к правовому регулированию и организации домашнего (семейного) образования;
  • рассмотрели возможные направления совершенствования украинского законодательства с целью создания эффективного механизма осуществления родителями права на выбор для детей любой формы образования, включая домашнее образование;
  • изучили доступные пути построения открытой образовательной среды, максимально дружественной по отношению к семье и домашнему образованию, в которой будут возможны позитивное и плодотворное партнерское взаимодействие семей, обучающих детей дома, учебных заведений и иных субъектов системы образования, всесторонняя ресурсная поддержка (информационная, методическая, психологическая, правовая и т.п.) желающих этого родителей, выбравших домашнее образование.

Участники форума:

  • всецело поддерживают домашнее (семейное) образование как практику, при которой родители с детьми сами свободно осуществляют образовательную деятельность, обеспечивая обучение, отвечающее потребностям семьи и детей;
  • выражают полную поддержку Берлинской декларации о праве на домашнее образование, представленной на Всемирной конференции по домашнему образованию (GHEC) 3 ноября 2012 года;
  • с одобрением отмечают, что Мадридская декларация, принятая на VI Всемирном Конгрессе Семей 27 мая 2012 года, в качестве одного из принципов, важных для «создания культурных и политических условий, благоприятных для жизни, свободы и надежды на будущее» провозглашает и подтверждает «право родителей воспитывать и обучать своих детей на их благо, без вмешательства со стороны государства»;
  • с одобрением отмечают также приверженность принципу, согласно которому «родителям принадлежит приоритетное право и обязанность руководить воспитанием и образованием своих детей», выраженную в Декларации членов парламентов и представителей гражданского общества, принятой на Международном Парламентском Форуме в ходе VI Всемирного Конгресса Семей в Мадриде 25 мая 2012 года;
  • отмечают весьма широкую общественную поддержку, полученную резолюцией II Всеукраинского родительского форума (24-25 февраля 2012 года, Киев), в которой указывается на необходимость вновь признать центральную и главенствующую роль семьи в вопросах обучения детей и обеспечить гарантии права родителей «выбирать вид образования своих детей, включая право давать детям образование дошкольного и школьного уровня дома, в семье»;
  • с удовлетворением отмечают, что резолюция III Всеукраинского родительского форума (29-30 марта 2013 года, Киев) призывает представителей системы образования «признавать центральное значение семьи и родителей в воспитании и образовании детей, уважать их права и убеждения, повышать общественный престиж семьи и поддерживать семейные ценности и семейный образ жизни» и подчеркивает право родителей «воспитывать и обучать детей в соответствии со своими убеждениями, выбирать формы обучения для своих детей (включая право свободно осуществлять домашнее образование детей дошкольного и школьного возраста)», относя его к основополагающим правам родителей.

Участники Форума глубоко убеждены, что интересам украинского государства, общества, семей и детей Украины отвечает создание максимально благоприятных и свободных условий для осуществления домашнего (семейного) образования.

В этой связи участники хотят подчеркнуть, что Резолюция I Всеукраинского Форума «Семейное образование. Семья учится – семья учит», прошедшего 19 августа 2012 года в Севастополе, полностью сохраняет свою актуальность. Подтверждая выраженные в ней убеждения, принципы и рекомендации, участники Форума призывают государственные власти Украины последовательно руководствоваться ими, совершенствуя нормы права, и принимая управленческие решения в области образования.

Участники Форума убеждены, что семья является естественной и благоприятной средой не только для воспитания, но и для обучения ребенка, в которой возможно создать оптимальные условия для развития его личности и получения им образования, максимально сохраняя при этом его психологическое и физическое здоровье. Необходимо также помнить, что, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, родители ребенка вправе обеспечивать для него такое воспитание и обучение, которое соответствует их религиозным, философским и педагогическим убеждениям.

Обучая ребенка, родители могут пользоваться ресурсной поддержкой других субъектов образовательной деятельности – методической, психологической, организационной, социальной и иной. Обеспечивая доступность и многообразие форм такой поддержки, государство, общественные объединения, специалисты в области образования и иных областях делают важный вклад в развитие домашнего образования. Вместе с тем, такая поддержка всегда должна оказываться в соответствии со свободными решениями и образовательными выборами родителей, без какого-либо принуждения и давления. Родители, предпочитающие самостоятельно осуществлять обучение своих детей без такой поддержки должны иметь возможность беспрепятственно реализовать свой выбор.

Домашнее образование может и должно оставаться образовательным подходом, реализуемым вне учебных учреждений, при котором родители по своему усмотрению выбирают содержание образования, отвечающее необходимым минимальным требованиям, но индивидуальное, а также используемые методы и формы учебной деятельности. Необходимо сохранить принципиальное разделение обучения в учебных учреждениях и домашнего образования, предусмотренное ст. 59 п 3 Закона Украины «Об образовании». В связи с этим участники Форума считают необходимой серьезную переработку проекта закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно дистанционной и семейной форм обучения)», одобренного 23 марта 2012 года Верховной Радой Автономной Республики Крым, поскольку в нем, вопреки этому принципу, предусматривается включение семейного образования в перечень форм обучения, реализуемых в учебных учреждениях.

Имеющиеся научные данные говорят о том, что положительные академические и социальные результаты домашнего (семейного) образования не зависят от государственного контроля. Участники Форума убеждены, что, совершенствуя образовательное законодательство, необходимо сохранять и расширять свободу семьи в области образования, не обременяя родителей и детей, использующих домашнее образование, избыточным контролем со стороны учебных учреждений и государственной системы образования. Необходимо обеспечить сохранение уникальных гибкости и индивидуальности, свойственных домашнему (семейному) образованию, избегая переноса в него жесткой стандартизации, обычно присущей школьным образовательным программам.

Участники Форума считают целесообразным расширить нормативное признание домашнего образования, закрепленное в ст. 59 п. 3 Закона Украины «Об образовании», и с этой целью:

  • внести в законодательство норму, признающую право несовершеннолетних граждан Украины, по решению их родителей или заменяющих их лиц, получать дошкольное и общее среднее образование в форме домашнего образования;
  • законодательно определить домашнее образование как дошкольное или общее среднее образование, получаемое ребенком вне учебного учреждения, в семье, под руководством его родителей или заменяющих их лиц, с правом добровольно пройти государственную аттестацию для получения документа об образовании;
  • разработать подзаконную нормативную базу, гарантирующую эффективное осуществление всеми украинскими родителями права на выбор формы обучения для ребенка, включая право свободного выбора любой семьей домашнего образования, предусмотренного ст. 59 п. 3 Закона Украины «Об образовании»;
  • внести изменения в ст. 9 ч. 5 Закона Украины «О дошкольном образовании», возвратив родителям право свободно осуществлять дошкольное образование ребенка в семье независимо от его возраста.

Участники Форума призывают Верховную Раду Украины и органы государственной власти Украины руководствоваться рекомендациями и принципами, изложенными в настоящей Резолюции, а представителей гражданского общества – последовательно добиваться их практического осуществления в интересах будущего Украины, ее семей и детей.