Публикуем подготовленную экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» правовую справку о том, какими федеральными нормами регулируется возможность выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в регионах России и о действительной правовой ситуации с компенсациями за семейное образование в Москве. 

СПРАВКА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.
КОМПЕНСАЦИИ В СВЯЗИ С СЕМЕЙНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В МОСКВЕ.
(вопросы нормативного регулирования по состоянию на 19.10.2013)
 

Настоящая правовая справка подготовлена экспертами Межрегиональной общественной организации «За права семьи» в связи с обращениями граждан, содержащими вопросы о возможности получения компенсаций в связи с семейным образованием в Москве и других регионах.  В данной справке рассмотрены вопросы нормативного регулирования выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне, а также вопросы нормативного регулирования выплаты таких компенсаций в Москве в соответствии с действующим на 19.10.2013 региональным законодательством.

1. Вопрос: Каковы общие основания для выплаты компенсаций в связи с семейным образованием в текущей ситуации?

Ответ: Статья 43 часть 2 Конституции РФ гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Бесплатность общего образования обеспечивается путем государственного финансирования получения образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Таким образом, государственное финансирование негосударственного образования (в частности, получаемого в частных школах или в семье) не является прямой конституционной обязанностью государства.

Тем не менее, статья 43 часть 5 Конституции РФ указывает, что «Российская Федерация … поддерживает различные формы образования и самообразования». Эта государственная поддержка может осуществляться в различных формах, в том числе и в форме финансовой поддержки или финансового обеспечения.

В настоящее время на уровне государственной политики в области образования реализуется принцип «деньги следуют за учеником». Хотя этот принцип, сам по себе, и не получил нормативного закрепления, он осуществляется на практике – в частности, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») четко предусматривает финансовую поддержку деятельности частных общеобразовательных организаций в области общего образования в виде субсидий на возмещение затрат (ст. 8 ч. 1 п. 6,  ст. 99 ч. 5, ст. 108, ч. 13, п. 1 подпункт «б» и п. 2 подпункт «б»).  Пояснительная записка, сопровождавшая законопроект № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» [1], указывала, что такая возможность финансовой поддержки общего образования в частных образовательных организациях со стороны государства направлена «на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

При этом не существует никакого разумного основания для исключения семейного образования (как и самообразования) из общей модели финансового обеспечения по принципу «деньги следуют за ребенком».

Как показывают данные исследований, семейное образование дает в среднем академические и социальные результаты, не худшие, а во многих случаях и лучшие, чем обучение в «школьном» формате [2]. Научные данные не позволяют считать, что семейное образование в чем-либо уступает школьному обучению, что имеются какие-либо основания предпочитать школьное обучение семейному. Являясь, по экспертным оценкам, наиболее быстро растущей формой общего образования в мире, семейное образование, безусловно, является самостоятельной и самоценной формой обучения, обладает собственными преимуществами и спецификой, и не может считаться лишь субститутом школы.

Не случайно государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р), относя в разделе 2.2 к приоритетам государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года обеспечение «качественно нового уровня индивидуализации образования», прямо связывает его, в том числе, и с развитием семейного образования.

В этой ситуации очевидно, что финансовая поддержка семейного образования ничуть не менее, чем финансовая поддержка частных образовательных организаций, будет содействовать «повышению конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги».

Необходимо учитывать и тот факт, что действующее российское законодательство предъявляет ко всем формам обучения, включая и семейное образование, требование о соответствии их результатов федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Семья, обучающая ребенка дома, как и образовательная организация, должна прилагать усилия и трудиться для того, чтобы обеспечить такое соответствие, она не в меньшей степени, чем государственные, муниципальные и частные школы, содействует выполнению государственных задач в области обеспечения качественного образования подрастающих граждан.

В таких условиях нормативная ситуация, обеспечивающая финансовую поддержку всех видов получения общего образования в школе, но не семейного образования, не может быть признана разумной, справедливой и сбалансированной. Отсутствие финансовой поддержки семейного образования (в особенности при наличии такой поддержки частных образовательных организаций) может обоснованно рассматриваться как несправедливое и дискриминационной. Такая дифференциация предоставления поддержки различным формам образования является неоправданной и необоснованной.

Исходя из всего сказанного и с учетом принципов справедливости,  представляется необходимым и целесообразным обеспечить финансовую поддержку семейного образования на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм общего образования.

2. Вопрос: Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием на федеральном уровне.

Ответ: Действующий Федеральный закон «Об образовании в РФ» не предусматривает выплату компенсаций в связи с семейным образованием в качестве федеральной нормы. Как будет показано ниже, однако, это не препятствует осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты таких компенсаций на региональном (или муниципальном) уровнях.

Таким образом, на данный момент федеральное законодательство конкретизирует положение ст. 43 ч. 5 Конституции РФ о поддержке различных форм образования и, выходя за рамки узких конституционных гарантий, предусмотренных ст. 43 ч. 2 Конституции РФ, предусматривает финансовую поддержку получения общего образования в любых условиях, включая государственные, муниципальные, частные образовательные организации, кроме образования в семье. 

Необходимо отметить, что до 2004 года федеральное законодательство предусматривало на уровне общеобязательной федеральной нормы финансовую поддержку семейного образования.

П. 8 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее «прежний Закон РФ «Об образовании») устанавливал:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан» (ред. от 20.07.2004).

Статья 40 Закона РФ «Об образовании», включая и данный пункт, утратила силу в 2004 г., в результате принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, принимавшегося «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения» (Преамбула к закону).

Таким образом, отмена федеральной нормы о выплате компенсаций в связи с семейным образованием предполагала дальнейшее осуществление финансовой поддержки семейного образования на региональном уровне. Однако обязанность региона обеспечивать такую финансовую поддержку федеральным законом установлена не была. Это привело к тому, что лишь несколько регионов (в их числе Москва и Ярославская область) осуществляли финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций родителям после 2004 года.

Таким образом, отмена федеральной нормы о компенсациях в 2004 году привела к существенному ухудшению положения семей и детей, использующих семейное образование. Практика показала, что соответствующие вопросы редко и с трудом решаются на региональном уровне.

В связи с этим представляется необходимым вернуть на федеральный уровень рамочную норму, предусматривающую финансовую поддержку семейного образования, соразмерную государственной финансовой поддержке иных форм обучения. Никаких принципиальных препятствий для этого не усматривается.

Вместе с тем, пока федеральная норма отсутствует, представляется необходимой и справедливой финансовая поддержка семейного образования в форме выплаты компенсаций на уровне регионов или муниципалитетов.  Отсутствие такой поддержки, как это было показано выше, едва ли может быть признано справедливым, даже если федеральное законодательство и не предусматривает на сегодняшний день прямой обязанности региона ввести и осуществлять такую поддержку.

3. Вопрос: Вправе ли регионы и муниципалитеты осуществлять выплату компенсаций в связи с семейным образованием.

Ответ: Хотя федеральный закон явным образом не устанавливает обязанности или права субъекта Российской Федерации или муниципалитета осуществлять финансовую поддержку семейного образования путем выплаты соответствующих компенсаций родителям получающих его детей, из федерального закона прямо следует возможность такой поддержки и право региона (муниципалитета) ее осуществлять.

Существует несколько путей нормативного закрепления выплаты компенсаций в связи с семейным образованием на уровне региона:

А) Выплата компенсации родителям детей, получающих семейное образование в качестве меры социальной поддержки:

Выплата компенсаций родителям в связи с семейным образованием может устанавливаться и рассматриваться в качестве дополнительной меры социальной поддержки регионального или муниципального уровня.

Возможность этого на региональном уровне прямо следует из действующей редакции статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

Такая же возможность на муниципальном уровне прямо следует из действующей редакции ст. 20 ч. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая, в частности, устанавливает:

«Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право».

Таким образом, выплата компенсации в связи с семейным образованием может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Такой подход представляется наиболее логичным и преемственным по отношению к существовавшей до 2004 года федеральной норме о финансовом обеспечении семейного образования (из текста которой следует, что рассматриваемая выплата рассматривалась в качестве социального пособия или его аналога).

Примером такой нормы является п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве», которая устанавливает:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Выплата компенсации на региональном (или муниципальном) уровне может устанавливаться в качестве меры социальной поддержки обучающихся (конкретной категории обучающихся – детей, получающих семейное образование) или в качестве меры социальной поддержки конкретной категории семей, имеющих детей (семей, дети в которых получают семейное образование).

Представляется справедливым, чтобы объем этой компенсации был соразмерен объему финансовой поддержки иных форм обучения. Именно на это и направлены как действовавшая до 2004 года федеральная норма, так и процитированная выше норма регионального московского законодательства. Эта цель достигается в указанных нормах путем нормативной привязки размера данной меры социальной поддержки к размеру соответствующих нормативов финансового обеспечения получения образования в образовательных учреждениях.

Поскольку речь идет о мере социальной поддержки, выплата соответствующих компенсаций никак не связана и не может быть связана с тем, зачислен ли на данный момент ребенок, получающий семейное образование, в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, или нет. Представляется, что данная мера социальной поддержки также не может правомерно привязываться к образовательным результатам ребенка как таковым (иное было бы необоснованной дискриминацией детей в области социальной поддержки по признаку учебных достижений).

Представляется, что если такая компенсация регионального уровня рассматривается как мера социальной поддержки обучающегося (как представляется, именно такая трактовка косвенно следует из текста ранее действовавшей федеральной нормы и ныне действующей нормы регионального московского законодательства), то ее выплата должна учитываться в бюджете мер социальной поддержки по линии регионального органа управления образованием, а в случае если она устанавливается как мера социальной поддержки семьи, имеющей детей – по линии соответствующего регионального органа управления социальной защитой населения.

Финансовое обеспечение данных мер социальной поддержки, согласно положениям ранее указанных федеральных законов осуществляется за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления соответственно.

Б) Учет в нормативах финансирования образовательных учреждений.

Альтернативный механизм финансовой поддержки семейного образования может реализовываться на региональном уровне в рамках Федерального закона «Об образовании в РФ» с 1 января 2014 года.

Прежний Закон РФ «Об образовании» в подпункте 6.1 ст. 29 п. 1 включал в полномочия органов государственной власти Российской Федерации полномочие в следующей формулировке:

«обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».

Данный перечень расходов, включаемых в субвенцию, являлся закрытым и не допускал дополнений. Перечень, действующий до 1 января 2014 согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», является аналогичным (ст. 108 ч. 13 п. 1 подпункт «а»).

Однако с 1 января 2014 года вступает в силу новая формулировка указанного полномочия, предусмотренная ст. 8 ч. 1 п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»:

«обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Анализ текста данной нормы показывает, что устанавливаемый ею перечень является не закрытым, а открытым (на это указывает как использование в ней слова «включая», так и, в особенности, последующего уточнения в форме «за исключением…», которое было бы совершенно бессмысленным, если бы нормой предполагался закрытый характер перечня). Это позволяет включать в нормативы финансирования достаточно широкий перечень затрат, с учетом региональной и иной специфики. При этом, в соответствии со ст. 99 ч. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» данные нормативы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, «по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения».

Следует отметить, что аналогичный перечень, также открытый по своему характеру, для финансовой поддержки частных образовательных организаций путем субсидирования содержится в пункте 6 части 1 той же 8 статьи Федерального закона «Об образовании в РФ».

Данные нормы в их совокупности позволяют региону реализовать еще одну модель финансовой поддержки семейного образования – через включение средств на выплату компенсаций в связи с семейным образованием в нормативы финансирования образовательных организаций.

Пример такого решения можно видеть в Законе Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», соответствующие положения которого вступают в силу с 1 января 2014 года.

Данный региональный закон включает в нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях особый норматив, предназначенный для финансовой поддержки семейного образования: «Норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в части выплаты одному из родителей (законных представителей) компенсации за получение образовательной услуги вне муниципальной общеобразовательной организации», предусматривая конкретную формулу для его расчета (см. п. 44 и 59 Приложения № 1 к указанному региональному закону Омской области).

Порядок выплаты указанных средств родителям в этом случае могут определяться особым нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае Омской области – порядок утвержден приказом областного Министерства образования).

Данный вариант финансовой поддержки семейного образования представляется полностью отвечающим нормам федерального законодательства.

Однако, хотя его использование вполне возможно, он имеет и два существенных недостатка:

  • выплата компенсации при этом варианте нормативного регулирования возможна лишь через образовательную организацию – а значит компенсацию не могут получать те дети, которые в данный момент не зачислены в контингент обучающихся образовательной организации (в качестве экстернов, для прохождения аттестации), при том, что ребенок, получающий семейное образование не обязан постоянно числиться в образовательной организации;
  • выплата компенсации в этом случае происходит опосредованно, через бюджет образовательной организации – между тем практика показывает, что образовательные организации негативно воспринимают такие ситуации, считают, что от них уходят деньги, которые «уже стали их средствами», а кроме того при этом создаются условия для коррупции со стороны образовательной организации (удержание части средств компенсации под различными предлогами).

В связи с этим представляется более целесообразным включать в нормативы финансового обеспечения нормативы затрат на проведение промежуточной и итоговой аттестации экстернов (включая затраты на необходимые консультации перед аттестацией), а компенсации для родителей все же устанавливать отдельно в качестве меры социальной поддержки (по ранее рассмотренному варианту нормативного регулирования).

В любом случае, в соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять финансовую поддержку семейного образования в форме выплаты соответствующих компенсаций. Представляется справедливым и целесообразным, чтобы все субъекты Российской Федерации установили соответствующие нормы.

4. Предусмотрена ли выплата компенсаций в связи с семейным образованием действующим законодательством города Москвы?

Ответ: Да, предусмотрена.

Как уже было указано ранее, п. 3.1 ст. 6 регионального Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25 «О развитии образования в городе Москве» устанавливает:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Указанный региональный московский закон является действующим. Он не отменялся, в целом сохраняют силу, а его нормы – остаются обязательными для региональных московских органов власти.

Утверждения, которые, по сообщению ряда родителей, звучали в общении из уст отдельных представителей государственных органов Москвы, о том, что с принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» данный московский закон автоматически перестал действовать, является недействующим – не соответствует действительности.

Законодательство не предусматривает подобного механизма автоматической утраты силы ранее действовавшим региональным законом при принятии нового федерального закона по соответствующему предмету регулирования из области совместного ведения.

Более того, Федеральный закон «Об образовании в РФ» прямо устанавливает в ст. 111 ч. 5:

«Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Из этой нормы, в ее нормативной взаимосвязи с положениями ст. 4 ч. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ», следует, что все ранее действовавшие нормативные акты субъектов РФ в области образования (включая и рассматриваемый Закон г. Москвы) остаются действующими, за исключением тех их конкретных положений, которые вступают в противоречие с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и принятыми в соответствии с ними федеральными нормативными правовыми актами.

Из ранее приводившегося анализа (Вопрос № 3) очевидно, что рассматриваемая норма московского закона не вступает в противоречие с федеральным законодательством, а значит полностью сохраняет свою силу.  Правовыми актами города Москвы должен быть установлен порядок выплаты соответствующих компенсаций, и они должны продолжать выплачиваться.

Сказанное относится и к регулировавшему ранее получение образования в различных формах, включая и семейное образование, «Положению о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.09.2007 N 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования», далее «Положение»).

Утрачивают силу лишь те норму указанного Положения, которые вступают в противоречие с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» и иными нормами федерального законодательства.

Это, однако, не относится к норме Положения, устанавливающей порядок выплаты компенсаций при семейном образовании – а именно п. 4.8, который гласит:

«Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в государственном образовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей».

Нетрудно увидеть, что данное положение лишь практически дословно воспроизводит соответствующую норму регионального закона.

Утверждения о том, что выплата компенсаций при семейном образовании теперь невозможна, поскольку дети находятся вне образовательных организаций, также несостоятельно и необоснованно.

Нетрудно убедиться, изучив вышеприведенные нормы, что они никоим образом не увязывают выплату компенсаций с нахождением ребенка в образовательном учреждении. При этом ранее упоминавшийся закон г. Москвы ничего не говорит о необходимости зачисления ребенка в образовательную организацию для выплаты компенсаций – в п. 3.1 ст. 6, устанавливающей компенсацию ничего не говорится о зачислении в школу, речь идет лишь о том, что компенсация выплачивается за счет средств учредителя образовательной организации, а в п. 4 той же статьи закона говорится лишь о «закреплении» ребенка за соответствующей организацией (об учредителях которой, очевидно, и говорит п. 3.1). Такое закрепление, само по себе, не связано нормативно с зачислением в контингент.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п 9, ребенок, получающий семейное образование, который пользуется своим правом пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе, зачисляется в нее в качестве экстерна, который, в свою очередь, относится в этом качестве к обучающимся образовательной организации.

В любом случае, ни рассматриваемый московский закон, ни рассматриваемое Положение никоим образом не связывают выплату компенсации с зачислением в образовательную организацию и не ставят ее выплату в зависимость от такого зачисления.

Из этого следует, что порядок выплаты соответствующих компенсаций, устанавливаемый правовыми актами  города Москвы, должен обеспечить ее выплату всем детям – жителям Москвы – получающим общее образование в семье, вне зависимости от их зачисления в ту или иную образовательную организацию, за которой они «закреплены» в соответствии с п. 4 ст. 6 рассматриваемого московского закона.

Никаких оснований для утверждений, что компенсация отменена, не может или не должна выплачиваться жителям города Москвы, осуществляющим семейное образование своих детей, в положениях нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровня не усматривается и, следовательно, такие основания отсутствуют. Действующие нормы, напротив, дают родителям московских детей, получающих семейное образование, право на такую компенсацию.

Следует отметить, что, с учетом выше рассмотренных вопросов, не усматривается каких-либо оснований для отмены такой компенсации и в будущем, при принятии новых нормативных правовых актов города Москвы в области образования. Представляется необходимым и целесообразным сохранение установленной законом города Москвы компенсации, особенно в свете того, что ранее председатель комиссии по образованию и молодежной политики Московской Городской Думы В.М. Кругляков публично заверил общественность, что в новом законе города Москвы об образовании будут максимально сохранены те гарантии в области образования, которые есть в действующих московских законах [3].

При републикации ссылка на оригинальную публикацию на сайте МОО «За права семьи» обязательна.


[2] Как показывают исследовательские данные, домашнее образование, вне зависимости от уровня образовательной подготовки родителей, их материального благосостояния, и степени контроля за результатами домашнего образования со стороны государства и учебных заведений, обеспечивает уровень академической подготовки, в среднем существенно превышающий уровень подготовки выпускников школ. См., в частности, обобщение исследовательских данных в: Парфентьев П., Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату, М.: 2011, с. 9-18. См. также работы: Dr. Brian Ray (NHERI) Homeschool Progress Report 2009: Academic Achievement and Demographics. URL: http://www.hslda.org/docs/study/ray2009/2009_Ray_StudyFINAL.pdf. См. также: Klicka, Christopher, The Right Choice: Home Schooling, Noble Publishing, p.135-136; Dr. Brian Ray, Strengths of Their Own: Home Schoolers Across America, National Home Education Research Institute, Salem, OR, 1997; Lawrence M. Rudner, Ph.D., Director of the ERIC Clearing House on Assessment and Evaluation, Home Schooling Works: The Scholastic Achievement and Demographic Characteristics of Home School Students in 1998; Office of the Commissioner, Tennessee Department of Education, Home School Student Test Results: 1986 and 1987, (Nashville, 1987);  и др. Социальное развитие детей, обучающихся дома, согласно данным исследований, происходит не менее, а по ряду показателей более плодотворно, чем их сверстников, обучающихся в школе. См. напр.: Dr. John Wesley Taylor, Self-Concept in Home Schooling Children (Ann Arbor, Mich.: University Microfilms International), Order No. DA8624219; Dr. Mona Delahooke, «Home Educated Children’s Social/Emotional Adjustment and Academic Achievements: A Comprehensive Study,» unpublished doctoral dissertation, California School of Professional Psychology, Los Angeles, 1986, 85; Dr. Susan McDowell, «But What About Socialization? Answering the Perpetual Home Schooling Question: a Review of the Literature», 2004; Thomas C. Smedley, M.S., «Socialization of Home Schooled Children: A Communication Approach,» thesis submitted and approved for Master of Science in Corporate and Professional Communication, Radford University, Radford, Virginia, May 1992; Dr. Larry Shyers, «Comparison of Social Adjustment Between Home and Traditionally Schooled Students,» unpublished doctoral dissertation at University of Florida’s College of Education, 1992; Dr. Brian Ray, «Review of Home Education Research,» The Teaching Home, August/September 1989, 49 и др.  Выпускники домашнего образования успешно адаптируются во взрослой жизни, достигая существенных социальных успехов. См., напр.: University of Michigan-Ann Arbor, study of home school adults by Assistant Professor of Education, J.Gary Knowles, Associated Press article entitled, «University Study Says Home-Taught Children Won’t Become Social Misfits,» appearing in the «Grand Haven Tribune» 9 March 1993; Dr. Brian Ray, «Socialization? No problem!», 2003. URL: http://www.hslda.org/research/ray2003/Socialization.asp и др.

[3] http://media.otdelro.ru/content/Mosgorduma-pristupila-k-razrabotke-proekta-regionalnogo-zakona-ob-obrazovanii.html, http://www.m24.ru/news/4964