x_199c462eУважаемые члены Клуба «Домашнее образование в Санкт-Петербурге»!

Многие из членов нашего клуба обучают своих детей дома в партнерстве с 277 школой Кировского района Санкт-Петербурга. В связи с последними законодательными и структурными изменениями у членов нашего клуба и других родителей, аттестующих своих детей в этой замечательной школе, появлялись многочисленные вопросы.

На правах председателя Правления нашего Клуба хочу дать пояснения для родителей по некоторым, наиболее часто звучащим вопросам.

Прежде всего, хочу сказать, что 277 школа и ее педагоги на протяжении не одного года делали очень многое для того, чтобы дети, обучающиеся дома, и их семьи чувствовали себя настолько комфортно, насколько это вообще возможно в рамках государственной школьной системы. Отмечу, что школу никто не обязывал возиться с многочисленными «семейниками» — она могла вполне спокойно жить так, как живет большинство российских школ, без всяких для себя проблем и трудностей (а их было немало). Тем не менее, коллектив школы сделал другой выбор. На мой взгляд, это заслуживает искренней и серьезной благодарности со стороны всех, кто при помощи школы смог благополучно дистанционно аттестовать своих детей.

Школа всегда шла навстречу и была открыта к диалогу – и я считаю, что справедливость требует, чтобы и родители в ответ относились к ней доброжелательно и по-дружески. К сожалению, вопросы, порожденные изменениями в законодательстве и его следствиям, которые мне приходилось слышать и читать, не всегда выглядели доброжелательными и располагающими к уважительному диалогу. Хочу лишь надеяться, что среди тех, кто не умеет разрешать свои вопросы культурно и спокойно, не было членов нашего Клуба.

Теперь к вопросам:

— Почему Виртуальная Школа теперь вынесена в отдельную структуру. Законно ли такое предложение платных услуг? Разве образование в государственной школе не должно быть бесплатным? А некоммерческая организация, такая как ЦОДИВ, имеет право брать деньги за свои услуги?

Совершенно верно, образование в государственной школе должно быть бесплатным, как и аттестации в ней. Образование в 277 школе было и остается бесплатным. Бесплатными являются и аттестации – аттестационные материалы будут публиковаться на сайте школы, и будет возможность сдать аттестацию бесплатно без работы с ЦОДИВом, хотя и в несколько менее удобной форме.

Виртуальная Школа не «выводится из государственной школы в коммерцию» просто потому, что Виртуальная Школа никогда не имела отношения к государственной школе. Виртуальная школа не принадлежала ни 279, ни 277 школе и никогда не финансировалась даже частично средствами бюджета. Она начала свое существование в связи с проектом «Дистанционное обучение детям-инвалидам», который осуществлялся в Санкт-Петербурге. За отсутствием питерских ресурсов все дети-инвалиды тогда были вынуждены работать с московской дистанционной школой.

Для исправления этой ситуации группа педагогов 279 школы решили создать свою собственную дистанционную школу. Эти педагоги создали Виртуальную Школу вместе с техническими специалистами, работая в свое личное, свободное от работы время и используя исключительно собственные ресурсы. Ресурс Виртуальной Школы принадлежит ее разработчикам и тем, кто вкладывал в нее свои средства и время. На время обкатки и разработки материалов, в целях апробации проекта, Виртуальная Школа была предоставлена в пользование школе 279/277 для аттестации детей-инвалидов и дистанционных учеников. Работа виртуальной школы как таковой при этом не финансировалась средствами бюджета и в этот период.

В настоящее время, «обкатав» проект, создатели Виртуальной школы предлагают ее материалы пользователям на платной основе. При этом, хотя никто не обязан был этого делать, было сделано все, чтобы пользователи, привыкшие к ней, могли в ней продолжать работать – в частности, для учащихся школы была сохранена прошлогодняя стоимость материалов виртуальных курсов. При этом, по решению создателей, дети-инвалиды получают доступ к ресурсам Виртуальной Школы бесплатно, где бы они ни проживали. Дети из многодетных семей получают скидку 10-15% от стоимости услуг.

Заботясь об удобстве обучения, создатели ЦОДИВ договорились со школой о работе в рамках сетевого образовательного взаимодействия, чтобы аттестационные материалы ЦОДИВ зачитывались в школе в качестве промежуточной аттестации. Такая возможность прямо предусмотрена новым законодательством.

Это решение не является коммерциализацией государственной школы, потому что виртуальная школа никогда ей не принадлежала, и просто предоставлялась ей временно в пользование владельцами ресурса. Что касается платных услуг – то некоммерческие организации имеют полное право их предоставлять, при этом, по закону, прибыль от такой деятельности не распределяется между учредителями, а идет на уставную деятельность и развитие организации. В частности, почти все частные школы, будучи, несомненно, весьма платными, существуют юридически именно в виде автономных некоммерческих учреждений.

Так что все полностью законно. Каждый сам может выбирать – использовать ли ему платные услуги ЦОДИВ или сдавать аттестации в школе в форме экстерната в том формате, какой может сейчас обеспечить школа.

— На сайте школы говорится о возможности учиться в заочной форме по индивидуальному учебному плану. Что это за форма и чем она отличается от семейной? Какую лучше выбрать?

Не вдаваясь в нормативные подробности, можно просто сказать, что заочная форма с индивидуальным учебным планом – это фактический аналог прежней формы экстерната. Дети изучают учебные курсы по тем пособиям и в таком режиме и с такой скоростью (в рамках нормативных сроков), как это им и их семьей удобно, потом сдают аттестацию экстерном. Аттестационные работы проверяются в школе в конце года и выставляются оценки.

«Индивидуальный учебный план» означает здесь просто то, что дети не связаны школьным расписанием и распорядком. Договор, предлагаемый школой, реализуют схему обучения и аттестации, практически полностью аналогичную привычной форме экстерната, которая была упразднена.

Что касается семейного образования – сложность в том, что сейчас нет подзаконных актов, и школы не очень понимают – как учитывать детей на семейной форме, кто и как будет финансировать их аттестацию и т.п.  В принципе, на практике эти формы сейчас аналогичны – разве что в некоторых регионах при семейной форме платят компенсацию. Если ее вдруг начнут платить на федеральном уровне (а для того, чтобы достичь этого, титанические усилия совершает МОО «За права семьи», да и наш клуб свою руку приложил), то ничто не мешает использовать эту форму.  Но пока не решены подзаконные вопросы – использование семейной формы может рождать некоторые трудности, причем именно у родителей. Выбор формы, конечно, остается за родителями. Школе, конечно, удобнее работать с той формой, которая не требует дополнительной «настройки» подзаконными актами, которых пока нет.

— На сайте школы приведен перечень учебников, а мы привыкли учиться по другим? Что делать?

В предлагаемом школой договоре очень четко указано, что учиться семья может по любым учебникам, пособиям и материалам. Список учебников школа приводит для справки, поскольку именно на эти материалы будут ориентироваться учителя, готовя аттестационные материалы.

Надо понимать, что, строго говоря, дети учатся не по учебнику, а по программе. Они должны овладеть всеми знаниями и умениями, предусмотренными федеральным стандартом, быть в состоянии решать любую предусмотренную им задачу, отвечать на любые вопросы в рамках стандарта, независимо от того, по какому учебнику учат их в школе или дома. Поэтому вопрос о том «по какому учебнику нас будут аттестовать» вообще неправилен – аттестуют по предмету, а не по учебнику. В договоре четко указано, что школа обязуется не требовать знаний, выходящих за пределы ФГОС (федерального стандарта), но в этих пределах ученик предмет должен знать.

Перечень учебников – это просто «подсказка», поскольку учитывая содержание учебников, на которые ориентируются учителя при подготовке аттестационных материалов, несколько легче и спокойнее получить уверенность, что к аттестации ребенок готов.

Главное — за родителями при этом сохраняется полная свобода в выборе учебных материалов.

— Почему на сайте школы есть ответы не на все вопросы?

Я, откровенно говоря, наоборот удивлена тем, как быстро школа разместила на своем сайте вполне вменяемую информацию. Дело в том, что на фоне изменившегося законодательства, в школе произошли еще и кадровые перемены в отношении именно аттестации экстернов. Большие правовые перемены – а тут еще и новому специалисту приходится осваиваться и принимать дела!

Точного ответа на все вопросы пока нет ни у кого, даже, возможно, у Министерства образования. Дело в том, что введен в действие новый закон об образовании, произошли довольно радикальные перемены. Далеко не все подзаконные акты, предусмотренные законом, на настоящий момент вообще существуют. Понятно, что ни школа, ни городские органы управления образованием не могут иметь точную информацию по вопросам, которые пока не урегулированы на более высоком уровне.

Пока – на данный момент (06.09.2013) не отменено старое положение об экстернате. Дети, которые учатся в форме семейного образования или самообразования (а также и заочники в той форме, которая предлагается в 277 школе), будут сдавать аттестации в рамках этого положения, в той его части, которая не противоречит новому закону. Сохраняются требования положения по количеству аттестаций, предметам и т.п. – просто экстернат теперь не является отдельной формой обучения, а стал формой аттестации.

Возможно, что до сдачи аттестаций уже будет принят новый подзаконный акт – тогда аттестация будет осуществляться в соответствии с ним, поскольку школа должна, разумеется, соблюдать действующие нормы права.

— Имеют ли право дети на заочной или семейной формах на льготный проезд в общественном транспорте?

К сожалению, нет.

Льготный проезд для учащихся в Санкт-Петербурге регулируется гл. 20 Социального Кодекса Санкт-Петербурга – «Дополнительные меры социальной поддержки детей и молодежи по оплате проезда на транспорте, четвертый абзац вводной части которой четко указывает:

«Для целей настоящей главы используются следующие понятия:

обучающиеся — лица, обучающиеся по очной форме обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также воспитанники дошкольных образовательных учреждений, расположенных в Санкт-Петербурге, в возрасте старше 7 лет;»

Таким образом, льготный проезд, увы, не положен ни заочникам, ни семейникам.

— С чем связаны серьезные накладки с аттестациями в конце прошлого года? Многие ученики до сих пор не получили итоговых ведомостей, не знают, переведены ли в следующий класс. С чем связаны такие проблемы?

Они связаны с тем, что в течение прошлого года аттестовываться в школу пришло очень много «домашников», и школа просто не справилась с таким большим наплывом аттестационных работ. Такой большой наплыв учеников случился впервые и несколько неожиданно для педагогов – школа не представляла себе, что ее помощь до такой степени востребована, и просто не смогла вовремя и безупречно справиться с таким потоком аттестаций. 

Откровенно говоря, школа даже думала, не стоит ли ей, трезво оценив свои возможности, закрыть или ограничить набор новых детей, проходящих аттестации с помощью дистанционных технологий. Но нам и нашим коллегам удалось убедить школу этого не делать, поскольку ее помощь, действительно, важна для очень многих. Администрация пошла нам навстречу, обещает решить кадровые вопросы и увеличить число сотрудников, занимающихся семьями, обучающими детей дома.

В рамках диалога со школой мы надеемся успешно устранить имеющиеся недоработки, решить те проблемы, которые возникли в конце прошлого года. Кстати тех членов нашего Клуба, которые столкнулись с ними, прошу сообщить об этом мне по электронной почте.

 — В прошлом году были определенные проблемы с курсами виртуальной школы, встречались ошибки в тестовых и учебных материалах, не все курсы были полностью готовы. Были ли все эти ошибки устранены?

К сожалению, нельзя сказать, что устранены были все недостатки. Курсы в виртуальной школе готовы далеко не по всем предметам и годам обучения, некоторые ошибки только предстоит устранить. В рамках того, что в ЦОДИВ называется «пакетом» частично предоставляются курсы с электронными образовательными ресурсами, частично – просто электронные формы учебников, а также аттестационные материалы. Конечно, дистанционная аттестация через Интернет, особенно в тестовом виде – это куда удобнее, чем все другие формы сдачи аттестации. Но понятно, что пользователи виртуальной школы вправе ожидать большего.

Руководство ЦОДИВ намерено в кратчайшие сроки серьезно дополнить и расширить материалы виртуальной школы, поддерживает с нами диалог на темы доработок и исправлений, учета разумных пожеланий родителей. Наш Клуб, со своей стороны, этот диалог также будет продолжать.

— Будут ли в этом учебном году продолжаться встречи нашего клуба?

Да, обязательно будут. Следите за объявлениями (на сайтох МОО «За права семьи» и «Учимся дома»!

Наталья Геда,
председатель Правления РОУ Клуб «Домашнее образование в Санкт-Петербурге»